В скором времени авиапассажиры смогут наслаждаться панорамными видами – почти такими же, какие предстают перед пилотами. Идея принадлежит стартапу Otonomy Aviation, а претворять ее в жизнь помогают средства обработки изображений от компании Framos.
Ух ты! Вот это панорама! Эпоха битв за место у иллюминатора самолета закончилась – каждый пассажир может любоваться теми же видами, какие предстают перед пилотами. Идея подарить авиапассажирам прекрасные виды зародилась у французского стартапа Otonomy Aviation, и вот... внешняя камера с высоким разрешением уже используется в бизнес-самолетах.
Производитель основных элементов – немецкая компания Framos. Вся видеосистема должна выдерживать экстремальные температуры, поэтому для достижения необходимого качества и соответствия нормам авиастроения элементы системы должны быть надежными и прочными. Благодаря этому авиапассажиры могут видеть проплывающую под ними землю в HD-качестве: внешняя камера снимает землю и передает картинку на экраны, установленные в салоне самолета.
Офис стартапа располагается во французском Бордо. В компании трудится не больше 15 сотрудников, но она уже заняла свою нишу на рынке: список клиентов говорит сам за себя – в их числе такие авиапроизводители, как Airbus, Gulfstream, Dassault. Ожидается, что скоро в списке клиентов будет значиться и Boing.
Гийом Дудон (Guillaume Daudon) основал компанию в 2007 году и сам разработал первый прототип своей камеры. В 2009 году компания собирала средства для осуществления идеи, а затем последовали три года технических разработок. Уже в 2012 году продукт выпустили на рынок. Для дальнейшего развития стартапа средства предоставила компания Oseo. В 2014 году годовой оборот молодого предприятия составил 2 миллиона долларов. До настоящего времени к целевой аудитории компании принадлежали только частные самолеты и бизнес-джеты, но в скором времени все изменится: рейсовые самолеты некоторых производителей также будут оснащены камерами. Кроме того, система будет отвечать самым современным тенденциям. «Без мобильности сейчас никуда. Поэтому картинка будет выводиться не только на экраны, расположенные в салоне самолета – ее также можно будет просматривать с мобильных устройств, например, iPad», – говорит Дудон. Иллюминаторы сильно ограничивают обзор, а что еще может развлечь пассажиров, как не прекрасный детальный вид на землю, облака и небо?
Из-за многочисленных строгих норм, применяемых в самолетостроении, разработка концепции внешней камеры оказалась сложнейшей задачей. Чего стоят только требования к электроприборам: ведь они не должны создавать электромагнитных помех для системы навигации самолета. Кроме того, при разработке камеры необходимо учитывать условия окружающей среды: перепады температур от +50 до -50ºС выведут из строя почти любое оборудование! Только благодаря надежным и качественным компонентам Framos удалось создать систему, отвечающую самым суровым требованиям.
Особый сенсорный элемент (5 мегапикселей) и объективы Sunex DSL 949 и DSL 213 обеспечивают HD-качество изображения. «Особенно значимыми факторами для нас были качество линз и эксплуатационная универсальность системы», – рассказывает Дудон. Действительно, оба фактора одинаково важны: «Сенсор подкупил нас высоким разрешением, возможностью получать HD-картинку, а также высокой надежностью. Благодаря специальным технологическим решениям картинка получается четкой даже в условиях плохого освещения», – объясняет Эммануэль Маридор (Emmanuel Maridor), исполнительный директор Framos во Франции.
Чтобы понять, что такое объектив Sunexот компании Framos, в качестве иллюстрации можно привести всего один факт: эти объективы были закуплены для Fruit Fly Lab – космической лаборатории, созданной в Исследовательском центре Эймса (Ames Research Center) космического агентства NASA. Наружное оборудование Fruit Fly Lab должно выдерживать температуры до -272ºС. «А для нашей компании камера должна передавать четкую картинку независимо от погодных условий – дождя, тумана или оледенения», – поясняет основатель Otonomy.
Однако развлечение пассажиров – не единственная функция системы. Камеры позволяют контролировать выпуск шасси перед посадкой самолета. В будущем руководство компании планирует сделать особый акцент на безопасности. Для этого, безусловно, нужны новые технологические решения – еще большее разрешение камеры и расширенный диапазон волн для съемки в ночное время. Кроме того, видеосигнал должен записываться и сохраняться, чтобы в случае возникновения проблемных ситуаций можно было просмотреть запись.
Правила запрещают устанавливать на борту самолета обычные камеры заводской сборки, поскольку сам процесс разработки устройств для самолетов должен подчиняться особым правилам и фиксироваться в документах. То же относится к документации по подключению камеры к компьютеру. Поэтому специалисты французского предприятия получили сертификаты EN 9100 и EASA 21g и 145 и разработали уникальную систему наблюдения на основе компонентов Framos, которая включает и компьютер. Кроме того, система соответствует стандарту D0-160 (Условия окружающей среды и тестовые процедуры для бортового авиационного оборудования).
Для Гийома Дудона, помимо прочего, важным аспектом работы был выбор надежного партнера. Он очень высоко ценит плодотворное сотрудничество: «Замечательно, что мы можем использовать имеющиеся на рынке компоненты, которые не были разработаны специально для нас. Первые результаты показали, что клиенты довольны качеством изображения, и что обмен данными между линзой и выходным сигналом Ethernetфункционирует отлично», – подводит итог руководитель Otonomy.
Хотите подписаться на статьи электронного журнала "Электрорешения"?